Новости
5 ноября 2025

«Ночная Ведьма» - Герой Советского Союза Мария Смирнова

35

В первые дни войны женщины-летчицы из аэроклубов и транспортной авиации стали проситься на фронт. Марина Раскова предложила создать женский полк, и уже к октябрю ее предложение было принято. Так появился 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк, одним из эскадронов которого впоследствии командовала Мария Смирнова.

Озорная курносая девчонка из тверской крестьянской семьи с пухлыми щечками, непослушными тугими и мелкими кудрями, которые так трудно было уложить в прическу. Смешливая, бойкая, энергичная, с тонюсенькой талией — "казалось, вот-вот переломится", как говорили боевые подруги.

Гвардии майор, командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 2-го Белорусского фронта, 940 боевых вылетов, 24-летняя Герой Советского Союза, кавалер трех орденов Красного Знамени, ордена Ленина, ордена Александра Невского и ордена Красной Звезды.

Это все об одной и той же девушке — Маше, Марии Смирновой. Когда война закончилась, ей было 25 лет. Эти годы обычно отданы милым девчачьим радостям, Маше же, как и многим ее ровесницам, предстояло посвятить их смертельной и жестокой битве за мир и спокойствие на своей земле.

Мария Смирнова, родившаяся 31 марта 1920 года в деревне Воробьево, что в Лихославльском районе Тверской области, с детства мечтала стать летчицей. По окончании школы семнадцатилетняя девушка поступила в Калининский аэроклуб, успешно освоила лётную программу, а с 1939 по 1941 год работала в аэроклубе лётчиком-инструктором.

Эти навыки оказались скоро очень нужными: началась война, уже в октябре Маша ушла на фронт добровольцем. За четыре месяца окончила курсы летчиков при Энгельсской военной авиационной школе пилотов и в звании младшего лейтенанта была зачислена замкомандира эскадрильи в 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк, который впоследствии за мужество и героизм личного состава был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Он был единственный, в котором все должности, включая механиков и техников, занимали женщины. А вообще полков, укомплектованных женщинами-летчицами, было в ВВС СССР три.

Самолет был легким, и штормовым ветром его бросало из стороны в сторону — "то кинет вверх метров на пятьдесят, то бросит с силой вниз, к самой воде". Так летчица боролась со стихией целых два часа, "Но мы долетели", — спокойно и без эмоций рассказывала современникам Смирнова.

Другой сложный полет был у переправы у поселков Петровское и Красный Октябрь. Во время повторного вылета лететь пришлось на самолете, поврежденном из крупнокалиберного зенитного пулемета. Мотор забарахлил, но Смирнова все равно не ушла от цели. Только сбросив бомбы на вражеские позиции, она дотянула самолет до своего аэродрома.

Очень часто после посадки летчицы слышали один и тот же вопрос: "Ума не приложу, как же вы сели?" Ответ был тоже одним и тем же: "Хочешь жить — сядешь". Они возвращались на самолетах с десятками повреждений, с крупными осколками в креслах, чудом уцелевшие. После таких полетов, как вспоминала Ольга Голубева-Терес, с трудом удавалось шевелиться, а заснуть иногда и вовсе не получалось.

В жизни смешливая, в полку Мария была очень строгой и требовательной — не только к себе, но и к другим. Так что Ольга Голубева-Терес вспоминала о ней как о "неулыбчивой", но очень выдержанной: "Строго спрашивая с подчиненного, она никогда не повышала голоса, не срывалась на крик, умела смотреть на данную ей власть как на свою обязанность, как на необходимую сторону своей работы".

Комэска ее назначили в 1943 году. Эскадрилья Марии Смирновой в 1943–1944 годах в составе полка поддерживала высадку десантов на Керченском полуострове, участвовала в освобождении Крыма и Севастополя. В 1944 году полк принимал участие в освобождении от противника Белоруссии и Польши. Потом были Восточная Пруссия, Гдынь и Гданьск.

Звезду Героя Советского Союза Марии вручили за "проявленный в ходе освобождения Крыма от врага героизм". На тот момент она совершила 805 боевых вылетов. Задания, как отмечало руководство, она выполняла безупречно. Однополчанки к тому времени тоже считали ее асом.

Победу 46-й гвардейский бап встретил на аэродроме в районе города Нойбраненбурга недалеко от Берлина.

После окончания войны гвардии майор Смирнова вышла в отставку. Вместе со всеми Мария Васильевна принялась восстанавливать разрушенный войной родной город Калинин (Тверь), поднимать народное хозяйство.

Она работала на камвольном комбинате, была инструктором в обкоме партии, председателем областного комитета ветеранов партии, комсомола, войны и труда. И на всех постах трудилась с полной отдачей.

Мария Васильевна навсегда останется образцом беззаветного служения нашей Родине, образцом стойкости и красоты женской натуры.

25 декабря 1996 года решением Тверской городской Думы «за выдающиеся заслуги в деле гражданского и патриотического воспитания молодого поколения и развитие общественно-политической работы в городе» Смирновой Марии Васильевне было присвоено звание «Почетный гражданин города Твери». Жизнь отважной летчицы оборвалась в 2002 году, ей было 82 года.

В 1985 году советский художник Сергей Бочаров написал с натуры большое полотно «Групповой портрет лётчиц — Героев Советского Союза 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого и ордена Суворова полка. Ночные ведьмы», холст, масло 200х250 см. На картине Смирнова М. В. в центре, слева на право вверху восьмая. Картина находится в собрании Музея авиации и космонавтики в Москве. Одна из улиц Твери носит имя Марии Смирновой.


Источники:

https://tass.ru/v-strane/8112321

https://газета-вся-тверь.рф/news/istoriya-i-sovremennost/legendarnaya-letchitsa-mariya-smirnova-otvazhnaya-iz-otvazhnykh/